Рахманинов и (не) его время
Владимир Федосеев © Роман Гончаров

Рахманинов и (не) его время

27 марта 2023
Когда:
27 марта 2023, 28 марта 2023, 29 марта 2023, 31 марта 2023, 1 апреля 2023, 2 апреля 2023
Возраст:
6+

Так называется Фестиваль русской музыки XIX—XX веков, который Петербургская филармония посвящает 150-летию со дня рождения композитора.

С 27 марта по 2 апреля в Большом и Малом залах филармонии выступят ведущие российские коллективы: Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева, Заслуженный коллектив России под управлением Александра Лазарева, Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера и Анатолия Рыбалко, Московский ансамбль современной музыки. Солируют в программах фестиваля Вадим Руденко (фортепиано), Иван Рудин (фортепиано), Иван Васильев (баритон). Сольные программы представят победитель “Классического Евровидения” Иван Бессонов (фортепиано) и солистка Мариинского театра Мария Баянкина (сопрано).

Название фестиваля отражает один из главных парадоксов творческой биографии композитора: рожденный в XIX столетии, впитавший и продолживший его великую романтическую традицию, Рахманинов остался ей верен до конца жизни — хотя все вокруг него радикально изменилось: XX век породил новые направления в искусстве, на фоне которых музыка композитора казалась современникам консервативной и устаревшей.

27 марта в Большом зале филармонии фестиваль откроет выступление Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского под управлением его художественного руководителя, одного из крупнейших российских дирижеров, народного артиста СССР Владимира Федосеева. Прозвучат Симфонические танцы Рахманинова (последнее сочинение композитора, написанное им в 1940 году, за три года до смерти) и сюита из балета “Ромео и Джульетта” Прокофьева в редакции Владимира Федосеева.

В 80-ю годовщину смерти Рахманинова, 28 марта, прозвучит одно из самых жизнеутверждающих сочинений Рахманинова — кантата “Весна”. Солирует Иван Васильев (баритон). В программу концерта также вошли знаменитые Рапсодия на тему Паганини и Третья симфония. На сцену Большого зала филармонии выйдут Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера, Хор Санкт-Петербургской консерватории и Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры. Партия фортепиано — Иван Рудин.

В этот же день в Малом зале филармонии солистка Мариинского театра Мария Баянкина исполнит камерные вокальные сочинения, акцентировав внимание слушателей на их связи с его творчеством его предшественника Чайковского и современника Метнера.

В день рождения Рахманинова, 1 апреля, Заслуженный коллектив России под управлением Александра Лазарева исполнит сочинения, написанные молодым, едва преодолевшим двадцатилетний рубеж композитором: Каприччио на цыганские темы, Первую симфонию и Первый фортепианный концерт. За фортепиано — Вадим Руденко.

Программа фестиваля объединила две оппозиционных друг другу стилистические линии — романтическую, олицетворением которой был Рахманинов, и авангардную музыку, которой творчество композитора противоречило. Заявленные хронологические границы — с XIX по XXI век — подчеркивают вневременное, символическое значение музыки Рахманинова: ее продолжение (как продолжение большой романтической традиции), — как и ее отрицание, поиск принципиально новых средств музыкального языка — “считываются” в любом современном сочинении. 

29 марта этому сопоставлению посвящен концерт Московского ансамбля современной музыки “Русская музыка 2.0” в Малом зале филармонии, В его программе соединены сочинения лауреатов одноименной программы Aksenov Family Foundation, в числе которых — Алексей Сысоев, Дмитрий Бурцев, Антон Светличный, Олег Гудачев, Владимир Раннев, Марк Булошников. Все пьесы были написаны за последние семь лет, с 2016 по 2023 год. Публику также ждет мировая премьера концертной версии Сюиты по мотивам сочинений Глинки, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Рахманинова “Taruskin” Антона Светличного.

2 апреля тему противопоставления Рахманинова современному ему авангарду раскроет Академический симфонический оркестр. В Малом зале филармонии в этот вечер наряду с музыкой Рахманинова прозвучат сочинения Александра Мосолова, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, написанные в 1920-е годы.

31 марта Концертный хор Санкт-Петербурга и Хор мальчиков Хорового училища им. М. И. Глинки под управлением Владимира Беглецова приглашают в Большой зал филармонии ни концерт, посвященный духовной музыке Рахманинова и продолжению этой традиции в творчестве композиторов XX и XXI веков. Прозвучат “Всенощное бдение” Рахманинова и духовные сочинения для хора Шнитке, Смирнова и Десятникова.

Концерт-закрытие фестиваля состоится 2 апреля сольным концертом победителя “Классического Евровидения” Ивана Бессонова. В Большом зале прозвучат фортепианные сочинения Скрябина и Прокофьева.

Билеты на концерты фестиваля доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31