Роман пейзажа и скульптуры
Уверены, что пейзаж — это только живопись и графика? Ошибаетесь! Художники прошлого и нынешнего века убедительно доказали, что пейзаж в скульптуре хорош не только на рельефах.
Современные мастера создают выразительные объемные композиции, модели памятников на фоне пейзажа, саркастичные инсталляции и ироничные арт-объекты. И всё это многообразие форм и решений представлено на одной из самых очаровательных и добрых выставок года — “Пейзаж в скульптуре. Скульптура в пейзаже”. На третьем этаже Мраморного дворца выставлено более сотни скульптурных и живописных произведений из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников двух столиц. Пять лет сотрудники музея тщательно отбирали работы признанных мастеров и пока малоизвестных талантливых авторов, чтобы реализовать идею.
Как самостоятельный жанр скульптурный пейзаж начинает развиваться в конце 1960-х — начале 1970-х. Отправной точкой в развитии скульптурного пейзажа называют керамический рельеф “Деревня” Владимира Волкова и скульптуру из глины и шерсти “Пейзаж” Нины Жилинской. Каждая работа — своеобразная модель мира, населённого всевозможными персонажами, вписанными в природную среду.
Первоначально авторы уделяли всё внимание объему, форме и фактуре, а затем начали активно экспериментировать с цветом и материалами. Всё чаще из их мастерских выходят очень разные по настроению урбанистические пейзажи. В “Туче над заводом” Георгия Постникова явственно видна тревога за промышленное загрязнение окружающей среды. Руинированная композиция Кириены Михалевой “Город” — аллегория бренности существования. “Спящий город” и “Отражение” Владимира Гориславцева — восторженное любование красотой Северной столицы.
Ещё один источник вдохновения художников — природные явления во всём их разнообразии. Владимир Цивин фиксирует “Оттепель” в фарфоре, Александр Ерёмин — “Дождь” в дереве, а Елена Зарецкая — “Полнолуние” в камне и металле. Очень часто авторы стремятся передать пластическими средствами мощь и изменчивость водной стихии. Пожалуй, самые яркие произведения этого типа — “Шторм” Дмитрия Андреева, “Разговор ветра и волн” Нины Посядо и “Пучина” Светланы Демидовой.
Не обошли стороной скульптурный пейзаж все новации XX века: абстрактные формы, коллажные композиции, видео и аудио. Жанр остаётся в тренде всегда. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на “Пейзаж” Андрея Красулина, “Транс-облако” Сергея Борисова, “Илиаду” Платона Инфанте или “Архитектуру воды, металла и камней” Владимира Наседкина.
Не менее интересно то, как скульптура существует в живописи. В XX веке она перестаёт быть декоративной частью пейзажа и немым свидетелем событий, разворачивающихся на холсте. Шаг за шагом изображения памятников и бюстов превращаются в значимую часть композиционной драматургии и начинают задавать эмоциональный тон картины. Таковы, например, фантасмагорические статуи на пейзажах Александра Бенуа и Петра Уткина.
В советское время изображение памятника лидеру революции служило инструментом пропаганды и призывало к действию. На картине Семёна Павлова “Строительство Володарского моста” вождь одновременно “дирижирует” рабочим процессом и восхищается размахом строительства. Даже, когда в постсоветское время агитационный пафос сошёл на нет, изображения памятников и статуй не ушли снова в тень. На картине Аллы Давыдовой “Гибель богов” разбитые скульптуры несут основную смысловую нагрузки и олицетворяют уходящую эпоху. Ироничный “Автопортрет” Евгении Буравлевой — памятник автору и отсылка к знаменитым пушкинским строкам о “нерукотворном памятнике” самому себе.
Бродить по экспозиции можно бесконечно, подмечая необычные детали, улыбаясь неожиданным ассоциациям и восторгаясь тонким чувством юмора художников. Где ещё вы увидите, как “По реке плывёт топор…” Дмитрия Тугаринова и услышите, кому вторит “Эхо в долине больших сковородок “Леонид Лерман”!
Посетить выставку и по-новому оценить роль пейзажа в современном искусстве можно до 30 сентября 2021 года.
Изображения предоставлены пресс-службой Русского музея