“На страже учения. Гневные божества в тибетском буддизме”
В Государственном музее истории религии открывается выставка, посвященная культу “гневных божеств” — защитников учения в тибетском буддизме.
Буддизм — древнейшая из трех мировых религий. За две с половиной тысячи лет, видоизменяясь и адаптируясь к местным религиозным верованиям, он укоренился в большинстве стран Азии — Непале, Таиланде, Вьетнаме, Китае, Японии, Монголии и Тибете. Тибето-монгольская форма буддизма в России имеет официальный статус с 1741 года и является традиционной для Бурятии, Калмыкии и Тувы.
Акцент в выставочном проекте сделан на “гневных божествах”, которые выглядят довольно пугающе и больше похожи на демонов, но их облик обманчив: они защищают само буддийское учение, буддийские монастыри и территорию, где они находятся. А также являют собой особые формы “сострадания Будды”, помогающие устранить агрессию, страсть, жадность, зависть и неведение. Почитание “гневных божеств” или дхармапал — неотъемлемая часть буддизма.
“Задача выставки — представить иконографию ‘гневных божеств’ как символическую систему, раскрывающую фундаментальные философские и этические идеи буддизма, устройство и взаимосвязь внутреннего мира человека и внешней вселенной, ступени и методы нравственного совершенствования”, — рассказала заместитель директора музея по научной работе Екатерина Терюкова.
Выставка разделена на несколько разделов, чтобы посетители могли поэтапно познакомиться с эстетикой и символизмом культа “гневных божеств”. Экспозиция насчитывает 60 экспонатов: маски, танки, скульптура, ритуальные предметы и образцы декоративно-прикладного искусства.