Марина Смирнова: “Сострадание и неравнодушие — не пустые слова для героев спектакля”
29 января в открытой киностудии “ЛЕНДОК” играют музыкально-драматический спектакль “Театр Непокоренных”, основанный на текстах личных дневников артистов, подвиг которых доказал величие искусства. Устами студентов Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова прозвучат великие произведения, которые звучали в резонанс с бомбардировками Ленинграда и воем сирены. Об истории постановки и ее создателях where.ru побеседовал с продюсером спектакля, артисткой балета Мариинского театра Мариной Смирновой.
Елена Остожьева
— Расскажите немного об истории спектакля “Театр непокоренных”? О ком и о чем он? Когда и у кого родилась идея спектакля? Какой материал стал основой сценария? Кто и как долго писал сценарий?
— Если говорить о сценической истории спектакля, то ему в этом январе исполняется ровно год. Георгий Шилов — сценарист и преподаватель Санкт-Петербургской Консерватории к тому времени давно занимался темой блокадного балета, и к 2019-му совместно с Военным Музеем Карельского Перешейка опубликовал книгу “Танцуя под обстрелами” (в основу которой легли воспоминания артистов оперы и балета Кировского Театра в годы блокады Ленинграда — Ольги Иордан, Наталии Сахновской и Ивана Нечаева) и по которой был снят фильм “Человек Идет” с Сергеем Мигицко. А идея создать полноценный спектакль родилась у Георгия Шилова и его коллеги и друга — режиссера, Ильи Устьянцева, еще в 2016-м. Однако, до прошлого года воплотить идею в жизнь не удавалось. В прошлом году в свободное от учебного процесса время, всего за несколько месяцев, Георгий Девдариани совместно со студентами Санкт-Петербургской Консерватории и коллегой-преподавателем осуществил постановку первой версии спектакля. В конце января 2023 года на сцену придет обновленное сценическое воплощение.
— Какая музыка и почему звучит в постановке? Заказывались ли музыку современным авторам?
— В спектакле в большей степени звучит классическое музыкальное наследие, однако, в процессе работы были эксперименты, и финальной композицией версии 2022-го года была песня группы “Сплин”, в новой версии вы точно услышите музыку Чайковского, Пуни и Гаврилина.
— Кто они — герои этого музыкально-драматического спектакля?
— В первую очередь — Люди. Со своими страхами, переживаниями, печалями. Люди перед сложным выбором, ищущие ответы на те вопросы, которые возникают в душе человека, оказавшегося перед лицом чего-то страшного: от “За что?”, “Почему я?” к “Что я могу сделать?” и к главному, наверное, вопросу: “А кто я?”
Современные женщины, девушки, артистки, будут говорить словами дневников артистов прошлого, и слова артистов, прошедших через Блокаду, в наши дни актуальны, как никогда, и приобретают новые смыслы.
Сострадание и неравнодушие — не пустые слова для героев спектакля.
— Кто исполнители?
— Молодые студенты (некоторые уже выпускники) Санкт-Петербургской Государственной Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
— Кому адресован спектакль? Кто его потенциальный зритель? И зачем зрителю приходить в зал?
— Спектакль адресован современному обществу. Преимущественно, молодому поколению, которое мерит войну категориями из компьютерных стрелялок, и несмотря на все происходящее в мире до сих пор считает, что та война на уничтожение, что была начала нацистской Германией, уже прошлый век, и никакого подвига не было. Что ж, спектакль даст возможность молодежи задать себе вопросы: а что, если “война вошла в город?” (цитата из воспоминаний Н. Сахновской)
В прошлом году авторы спектакля обозначили жанр постановки, как “музыкально-травматический спектакль”. В этом году мы хотим, не травмируя зрителя, задать ему важные вопросы к нему самому.
— Расскажите немного об авторах постановки? Как долго вы с ними знакомы? Как складывается ваше сотрудничество? Трудно ли быть продюсером сегодня? Как удается находить баланс между полетом фантазии творцов и имеющимся бюджетом?
— С Егором Шиловым мы знакомы давно. Во-первых, мы служим одному театру — Мариинскому. А в 2016 году Егор, как сценарист фильма “Ленинградская сюита”, тоже по теме войны, пригласил меня на пробы на главную роль, девочки Саши, выпускницы балетного училища в 1941 г. Пробы я с успехом прошла, так началась наша творческая деятельность с Егором! С Ильей Устьянцевым и Георгием Девдариани мы познакомились уже, непосредственно, при работе над спектаклем “Театр Непокоренных”. В первые же недели я позвала создателей вечером пообщаться в дружеской обстановке на волнующие и, на мой взгляд, ключевые вещи. Я спросила: “Как каждый из вас относится к СВО?”. Мне казалось, это важно обсудить, потому что главная тема нашего спектакля — война, и я хотела сразу обозначить интересы каждого, чтобы избежать фатальных разночтений в постановке. Но мы оказались единомышленниками!
Трудно ли быть продюсером? Трудно быть кем угодно, если не готов вкладывать столько сил и времени, сколько нужно для результата. Сейчас продюсирование приносит мне удовольствие и даже физические силы, мне легче танцевать вечером спектакль, если есть успехи в продюсировании спектакля.
На данный момент бюджет спектакля представляет из себя только личные средства. Режиссеры это понимают, поэтому у нас все творят, но с оглядкой на финансовые возможности. Мы ценим наших артистов, потому что они-студенты, и участвуют в спектакле исключительно по личной инициативе, надеюсь, я смогу в ближайшем будущем организовать им заработок от спектакля.
— Вы — балерина, а выступаете продюсером музыкально-драматической постановки. Не проще было бы продюсировать балетную постановку?
— Я не исключаю моего дальнейшего профессионального роста в продюсировании, может быть, у меня будет опыт продюсирования и балета.
— Как вы присоединились к проекту? Чем он вас зацепил? Чему научил?
— Егор Шилов пригласил меня на спектакль “Театр Непокоренных”, который проходил в театре Z-art в апреле 2022 г. Как Вы понимаете, уже два месяца шла специальная военная операция на Украине, и я шла на спектакль с озабоченным ощущением, что мне не понравится, так как сейчас война — это тема для спекуляций, и все, что ты ни скажи про войну, воспринимается остро, с опаской и оглядкой на современный контекст.
В течение спектакля несколько раз у меня было ощущение, что сюжет уже вот сейчас на грани пропасти, что сейчас кто-то из артистов произнесет осуждающий “лозунговый” монолог, но каждый раз этого не происходило, а артисты поощряли зрителей блестящим исполнением оперных арий в награду за нелегкие размышления о войне, которые и так наполняют все соц. сети.
И после спектакля я поняла, что мне не навязали какую-либо точку зрения (хотя я была не против патриотической точки зрения), но мне дали свободу для размышления, чистый воздух для осмысления, а также напомнили и о случившемся подвиге артистов Кировского театра.
И спустя, может, пару недель я предложила Егору свою помощь в продвижении, хотя никогда до этого не занималась подобной деятельностью!
А сам спектакль и работа с ним дали мне осознание, что спектакль смотрит зритель (не в обобщенном смысле, а, конкретно, человек). Он приходит со своим настроением, со своими ценностями, страхами, воспитанием, уровнем образования, информационным полем, в конце концов, и увидит, скорее всего, свое отражение. На одну и ту же фразу каждый отреагирует абсолютно по-разному. Большой работы потребуется от зрителя, если он хочет услышать новую точку зрения, а не то, что хочет и привык слышать, и это будет самостоятельная работа.
Я — патриотично настроенный человек и переживаю, что наш спектакль будет предметом для спекуляций, но осознав эту вещь, я немного успокоилась.
— Сколько спектаклей уже сыграно? Сколько еще планируете сыграть в этом сезоне? На каких площадках?
— На данный момент сыграно четыре спектакля “Театр Непокоренных” и один театрализованный концерт “Непокоренные” (спин-офф спектакля) в 2022-м году. В этом году планируем сыграть крупный январский блок, а дальше? Поживем-увидим.
— Theatre Invictus — учебный театр. Студенты закончат обучение и разойдутся по разным театрам. Как, с вашей точки зрения, сложится дальнейшая судьба театра и постановки?
— На данный момент говорить сложно. Творческие планы, разумеется, есть. В настоящий момент Георгий Шилов с частью труппы работает над постановкой “Дяди Вани”, некие творческие планы есть и у Ильи Устьянцева с Георгием Девдариани. Самое важное сейчас — в тяжелое и непростое время — сказать зрителю, то, что мы считаем важным. А дальше? Поживем-увидим. Но спектакль будет трансформироваться и расти вместе с его авторами, артистами и… зрителями. Всегда будет что-то новое.
Фотография из личного архива Марины Смирновой