Фантазийный мир советского учёного
Центр Творческих Индустрий “Фабрика” откроет персональную выставку Сании Саженской “Махолет”.
Дедушка Сании Саженской, учёный-изобретатель Темир Хусаинович Ахмедов, предложил ей художественную идею для нового проекта. Он порекомендовал внучке создать серию живописных пейзажей “Под одним небом” о взаимоотношениях русских и татар (булгар). Но реализовать идею было бы сложно, потому что она очень масштабна. Поэтому Сания предложила дедушке с помощью своего художественного языка воплотить его модель аппарата с машущими движителями. Она исследовала утопический фантазийный мир советского учёного, мечтателя с большими амбициями. Хотя идея дедушки воплотилась не в изначальном виде, она получила продолжение в работах его внучки.
“В науке я очень давно. Охватил большой объем. Изучил принцип действия машущего движителя от комара до кита. Представляешь, какой это объем? 50 лет этим делом занимаюсь... Нас забрали в академию в Байконуре в ракетные войска, там 15 лет проработал. Я увлекся насекомыми. 20 или 30 лет с фотоаппаратом изучал принцип действия машущего движителя — как подъемная сила работает, как тяга создается в воде и в воздухе. Все живое подчиняется этому принципу действия. Сначала нужно было разобраться с кинематикой, а потом на основе кинематики с крыльями. Вокруг них создаются вихри, которые и образуют струю воздуха”, — рассказал Темир Ахмедов.
Главные темы исследований и художественного языка Сании — визуальный и смысловой ландшафт современного города, миграция, культурное разнообразие, семейные связи. Художница использует скромные производственные и строительные материалы: строительные леса, пластиковые трубы, баннерную сетку, канаты. С помощью этого приёма она обращает внимание зрителя на выразительность городского пространства, на истории, которые это пространство содержит.
Для того, чтобы подготовить произведения для выставочного проекта “Махолет”, Сания работала с семейными архивами: фотоальбомом дедушки, где он позирует со своими учениками; видеороликом, где Темир Ахмедович демонстрировал свои изобретения; его монографиями, а также со сборником татарских стихотворений, переведённых им на русский язык. Публике представят объемные вышивки, предметы из семейного архива художницы, а также инсталляцию.
“У дедушки была потребность оставить след в истории, поэтому он хотел воплотить идеи через монументальный и громкий язык академической живописи и реализма. Несмотря на то, что мне не близки тот язык и пафос, которые он хотел бы увидеть в реализации своих мыслей, меня тронули некоторые его идеи и его работа с татарской культурой, например художественный перевод на русский татарских песен. Мы оба не знаем языка, выросли в советское и постсоветское время в не татарской среде, но возможно, что этот проект можно считать совместной работой двух татарских художников в широком смысле слова”, — поделилась Сания Саженская.
Вход свободный.