Сусанна Юрьевна: “Судейство на детском фестивале — процесс гораздо более тонкий и волнующий…”
Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева в 25-й раз провел Международный “Брянцевский фестиваль”. Зрителям показали постановки, поставленные детскими театральными студиями по произведениям Бориса Васильева, Бориса Заходера, Сергея Михалкова, Дюлы Урбана, Астрид Линдгрен и других русских и зарубежных писателей. Дополнили программу открытые уроки для ребят-участников, а также прошли обсуждения спектаклей с участием профессиональных театроведов. Сусанна Юрьевна, главный режиссёр ТЮЗа им. А. А. Брянцева, председатель жюри фестиваля, поделилась с нами своим опытом судейства, а также рассказала о планах театра на ближайшее время.
— Международный “Брянцевский фестиваль” прошел в этом году уже в 25-й раз. Как изменился фестиваль за это время?
— В этом году мы полностью изменили положение о фестивале и учредили международное жюри в составе:
Вера Полякова-Макей — директор и актриса Белорусского государственного театра юного зрителя (Минск);
Бейбут Бахтыгереев — директор Акмолинского областного русского драматического театра (Казахстан), директор Международного фестиваля “Те-ART-Кокше”;
Нарине Григорян — актриса и режиссёр, художественный руководитель театра “Амазгаин” (Ереван, Армения);
Тимур Кулов — известный молодой российский режиссёр из Татарстана, отныне — режиссёр нашего театра, чему мы очень рады. Поставленный им в ТЮЗе имени Брянцева спектакль “Нос” стал 4-х кратным номинантом премии “Золотой Софит”.
География нашего фестиваля становится всё более обширной. В этом году мы пригласили всего по одному коллективу из Москвы и Санкт-Петербурга, но к нам приехали юные коллеги из Мценска, Мурманска, Новосибирска, Набережных Челнов, Еревана, Казахстана, Севастополя, Казани, Витебской области, Пензы, села Озерецкое (Московская область), Воронежа, Вологды, Челябинска — всего 16 участников, отобранных из более 120-ти заявок.
— Вы впервые в этом году стали председателем жюри “Брянцевского фестиваля”. Чем запомнился вам этот фестиваль?
— Атмосферой всеобщей радости, проникнутой духом творчества, и невероятным душевным теплом.
— Чем отличается “Брянцевский фестиваль” от других детских фестивалей? В чем его главная цель и задача?
Кроме конкурсных показов спектаклей, в рамках нашего фестиваля мы устраиваем профессиональные мастер-классы под руководством лучших представителей различных творческих профессий.
В этом году мастер-класс по сценической речи давала Мария Оссовская — актриса, профессор кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина, кандидат филологических наук, вице-президент Российской общественной академии голоса, мастер-класс по хореографии и сценическому движению провел Владислав Морозов — танцовщик, хореограф, педагог, заслуженный артист России, обладатель премии “Золотая лира”, неоднократный номинант Высшей театральной премии “Золотая Маска”, мастер-класс по актёрскому мастерству — Наталия Медведева — актриса театра и кино, телевидения и дубляжа, телеведущая, юмористка, певица, комик, участница команды КВН “Фёдор Двинятин”.
Кроме того, в конце каждого дня показов происходило обсуждение спектаклей с руководителями коллективов. Его проводили профессиональные театроведы: Алексей Пасуев — историк театра, театральный критик, преподаватель Балтийского института экономики, политики и права, Балтийского института иностранных языков и межкультурного сотрудничества, Института телевидения, бизнеса и дизайна, член экспертных советов премий “Золотой софит” и “Театры Санкт-Петербурга — детям” и Ирина Бойкова — кандидат искусствоведения, театровед, доцент кафедры русского театра СПбГАТИ, член экспертного совета “Золотой Маски” 2023—2024 года. Печаталась в журналах “Театр”, “Театральная жизнь”, “Современная драматургия”, “Московский наблюдатель”, “Искусство Ленинграда”, “Петербургский театральный журнал”, петербургских и центральных газетах, научных сборниках.
По окончании фестиваля мы предложили всем участникам нарисовать свои впечатления о днях, проведённых в ТЮЗе имени Брянцева и прислать в театр. Выставку этих работ мы приурочим ко Дню защиты детей 1 июня, тогда же огласим имена победителей.
— Есть ли у вас какие-то определенные критерии в оценке детских творческих коллективов, которых вы придерживаетесь?
— В первую очередь, энергетика спектакля и его эмоциональное воздействие.
— Детей оценивать сложнее, чем взрослых?
— Безусловно. Судейство на детском фестивале — процесс гораздо более тонкий и волнующий, чем на взрослом. Выбирать сложно, тем более что уровень спектаклей на нынешнем фестивале был очень высоким. Хотелось многих отметить, никого не обидеть, ведь дети очень ранимы, глубоко переживают успех и неудачи. Поэтому, посоветовавшись, члены жюри добавили ещё 2 специальных приза — за актёрский дуэт и за ансамбль, и отдельно отметили 5-х юных артистов в номинации “Новые имена фестиваля”.
То, что все эти коллективы приехали в Петербург — уже победа, ведь выбрать 16 спектаклей-участников из 120-ти заявок было очень сложно.
— Как проходил выбор победителей фестиваля? Были ли споры с членами жюри фестиваля?
— Директор театра и главный идейный и организационный вдохновитель фестиваля, Светлана Васильевна Лаврецова, отличается потрясающим чутьём и умением подбирать творческие команды. Некоторые из нас, членов жюри, были прежде лично не знакомы друг с другом, но с первой же встречи между нами возникло полное взаимопонимание и доверие, а очень скоро и искренняя дружба, ведь эти 4 дня мы практически не расставались. У меня большой опыт работы в различных жюри, но скажу без преувеличения — такого единодушия, доброжелательности и схожести профессиональных критериев внутри всей команды я не встречала прежде. Спорили, конечно, но очень аргументировано и творчески. Выбор был абсолютно честным.
— Что дают детские фестивали организаторам, участникам, зрителям?
— На фестивале все мы буквально заражаемся и заряжаемся искрящейся энергетикой и вдохновением юных артистов. Кроме того, не только участники, но и все причастные обогащаются новым опытом, новыми идеями и, конечно, множеством новых единомышленников и друзей, а в наше время это просто бесценно. Ощущение праздника не покидало нас на протяжении всего фестиваля, и мы надеемся, что эти же чувства испытали все наши гости.
— Сегодня завершился последний день “Брянцевского фестиваля”. Какие планы, проекты у театра на ближайшее время? Что ждет зрителей ТЮЗа им. А. А. Брянцева до конца сезона?
— Впереди — ежегодный майский фестиваль “Молодёжь. Театр. Фест.”, на котором будут показаны лучшие спектакли российских и зарубежных театров и проведены множество круглых столов и лабораторий. С афишей фестиваля можно ознакомиться на сайте театра.
До конца сезона мы покажем ещё несколько премьер на большой, малой и новой сценах нашего театра. Уже в апреле публику ожидают две премьеры — пронзительно трогательное “Ретро” А. Галина на малой сцене в постановке Александра Лебедева и глубокая многосмысловая притча В. Астафьева “Царь-рыба” в постановке Владимира Кузнецова.
А на большой сцене готовятся две премьеры для подростков — “Пушкин. Сквозь Метель”, режиссёр Дмитрий Турков, и в завершение сезона режиссёр Василий Сазонов представит спектакль “Класс коррекции” по культовой повести Екатерины Мурашовой, в которой занята вся молодёжь нашего театра.
Приглашаем всех на премьеры в ТЮЗ имени Брянцева!
Фотографии предоставлены ТЮЗом им. А. А. Брянцева