Приглашение всмотреться в лица, небеса и геометрию пространства
З. Аршакуни. Бегство в Египет. 1999. Собрание семьи

Приглашение всмотреться в лица, небеса и геометрию пространства

17 мая 2022
Где:
Музей искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков. Наб. канала Грибоедова, 103
Когда:
17 мая 2022 - 3 июля 2022

17 мая Музей искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков открывает персональные выставки трёх петербургских художников. Одна приурочена к 90-летию легендарного Завена Аршакуни. Другая — к 70-летию активиста петербургской контркультуры Евгения Орлова. Третья представляет новое амплуа фотографа Дмитрия Шнеерсона.

Живописец, график и сценограф Завен Аршакуни (1932—2012) — легенда российского и петербургского искусства. На Невских берегах с его именем связаны неординарные художественные явления: сценография к знаменитому балету “Гаянэ” и спектаклям Театра юных зрителей им. Брянцева, а также участие в нашумевшей в 1970-е годы группе “Одиннадцать”.

Экспонировать работы Аршакуни почитали (и почитают) за честь ведущие музейные площадки. При этом выставка “Всматриваясь в лица” отличается от большинства предыдущих. На ней многогранное наследие художника представлено сквозь призму неординарных портретов. На них изображение жены, сына, друга или знакомого трансформируется в евангельский или мифологический образ, вписывается в пейзаж или натюрморт. Живописец часто возводит реальную земную личность в статус сакральной, ориентируясь на иконописную традицию. Даже на портретах максимально близких к классическому типу Аршакуни использует метафоры, помогающие раскрыть внутренний мир изображаемого человека. Герои ряда полотен вообще не имеют лиц. При этом модель на “портрете без лица” абсолютно узнаваема, благодаря причёске, жестам и манере двигаться.

Евгений Орлов — оригинально мыслящий художник и сооснователь культового арт-центра “Пушкинская-10” и Музея Нонконформистского искусства. На выставке “Геометрия пространства” представят более 75 работ, созданных художником за последние 35 лет. Такой широкий срез творчества позволяет проследить развитие художественной манеры и авторской концепции давшей название проекту. Как пишет Орлов в своём манифесте: “Суть ‘Геометрии пространства’ заключается в том, что то или иное изображение в искусстве не есть увиденное или придуманное творцом, а есть интуитивное осознание выбранного пространства и ощущение его сопричастности к божественной геометрии, к тому или иному числу”.

Публика увидит яркие экспериментальные работы, близкие к геометрической абстракции и создающие у зрителя впечатление искусно выстроенного философского лабиринта, в котором невозможное возможно. Важное место на экспозиции отведено так называемым “абстрактным пейзажам”, где основополагающим элементом является изображение церкви или идущего вдалеке монаха. Отдельно стоит отметить “картины-портреты”, представляющие типических героев. Их внешний облик и костюмы являются формообразующими, а сами персонажи лишены индивидуальных черт и словно заключены в пустое ирреальное пространство.

Выставка “Не без небес” представляет известного фотографа и директора первого петербургского частного Музея истории фотографии Дмитрия Шнеерсона в новом качестве — как мастера-керамиста. На экспозиции — керамические вазы, блюда, кувшинчики и композиции из зооморфных существ, совершенно не похожие на привычную петербургскую керамику. Шнеерсон взаимодействует с материалом “как в первый раз”, без оглядки на вклад в современную керамику художников своего поколения. Во многом он опирается на традиционное корейское, японское, латиноамериканского искусство и обращается к архаике, чувствуя актуальность этого телесного опыта для керамики.

Во время этнографических экспедиций в Эфиопию, Перу и Мьянму Шнеерсон внимательно изучал культуру и художественные традиции местных жителей, отдавая предпочтение гончарному ремеслу. Оперируя одними и теми же пластическими формами, художник добивается удивительного визуально-пластического разнообразия. Для каждого предмета используется индивидуальный обжиг, который порождает уникальные колористические решения, игру фактур и цвета. Автор постоянно импровизирует с промышленными красителями, создавая собственные зольные глазури, придавая тем самым своим произведениям определенный образный и мифологический смысл. Экспериментаторский подход Шнеерсона к формам и их представлению в пространстве превращают экспозицию в тотальную инсталляцию. Керамика, деревянные арт-объекты, железные конструкции-подставки создают единый многослойный художественный образ.

Выставки будут работать до 3 июля.

Изображения предоставлены пресс-службой Музея искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31