Музей-заповедник “Коломенское” выставляет шедевры архитектурной керамики
Михаил Врубель. Камин “Микула Селянинович и Вольга”. Москва, 1898. Собрание музея-заповедника “Коломенское”

Музей-заповедник “Коломенское” выставляет шедевры архитектурной керамики

25 января 2022
Где:
Московский государственный объединённый художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник “Коломенское — Измайлово”, Дворец царя Алексея Михайловича. Москва, пр. Андропова, 39, стр. 69
Когда:
25 января 2022 - 15 мая 2022

Рельефные терракотовые изразцы, кузнецовские керамические панно, многоцветные “печки-книжки”… 25 января музей-заповедник “Коломенское — Измайлово” открывает выставку “Московский изразец”.

“Коломенское” славится уникальной коллекцией изразцов, в которой хранится около 16 тысяч предметов: от плит ХV века — до изделий советского периода. Экспозиция “Московский изразец” познакомит с конструкцией, структурой, техникой и сюжетами росписи архитектурной керамики в России. Центральный экспонат — камин “Микула Селянинович и Вольга” Михаила Врубеля.

Выставка не случайно размещена во Дворце царя Алексея Михайловича: реконструированные изразцовые печи XVII века служат главными украшениями десяти дворцовых покоев.

Москва определила развитие и становление изразцового производства в общероссийском масштабе. И русским изразцом называют, в первую очередь, московскую керамическую плитку для облицовки печей и зданий. В столице располагались самые крупные керамические мастерские, мастера которых имели доступ к новым технологиям, знали европейские вкусы и понимали толк в формировании “моды”.

Изразцы рельефные полихромные из декора колокольни церкви Николая Чудотворца Явленного на Арбате. Москва, начало 1680-х гг. Собрание музея-заповедника “Коломенское”

Самые ранние и редкие образцы керамического архитектурного декора московской Руси — терракотовые плиты, пришедшие на смену белокаменной резьбе в конце XV века. Их тиражировали с помощью деревянных форм, что ускоряло и удешевляло процесс декорирования.

Один из самых больших разделов посвящён керамическим изделиям XVII века, который по праву считается периодом расцвета русского изразца. В те времена многоцветная архитектурная керамика украшала не только печи, но и церкви и колокольни. Привлекают внимание изразцы из ныне утраченных московских церквей Николая Чудотворца Явленного и Николая Чудотворца в Столпах, а также керамическое панно с изображением евангелиста Иоанна. Панно — работа мастера Степана Иванова (Полубеса) для храма Святых отцов семи Вселенских соборов (расположен на территории Данилова монастыря в Москве).

XVIII век прославился печными расписными изразцами с сюжетами из жизни русского общества, производство которых наладили по приказу Петра I. В музее-заповеднике собрано около тысячи плиток. Рассматривая их легко представить, как выглядели подобные “печки-книжки”.

В XIX веке зарождается и расцветает фабричное производство. Изразцовые печи появляются не только в городских, но и в зажиточных крестьянских домах. Один из самых выразительных экспонатов этого времени — керамическое панно с растительными мотивами, изготовленное на знаменитых кузнецовских фарфоровых заводах.

В конце XIX — начале XX века “искусством глины” увлеклись русские художники. Серьёзно занимался керамикой Михаил Врубель. Майоликовый камин “Микула Селянинович и Вольга”, созданный в 1898 году, состоит из 150 с лишним изразцов разной формы.

Работы скульптора и керамиста Давида Ципировича представят советский период в истории архитектурной и художественной керамике. Он способствовал возрождению майоликовой росписи и проектировал архитектурные детали из керамики для Московского метрополитена. Посетители увидят плитки с портретами Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Максима Горького и Льва Толстого 1920—30-х гг.

Изучать “Московский изразец” предлагают до 15 мая 2022 года.

Фотографии предоставлены пресс-служба МГОМЗ “Коломенское — Измайлово”

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31