Мария Скачкова: “Да, это премьера премьер, мой первый спектакль”
Фото из личного архива Марии Скачковой

Мария Скачкова: “Да, это премьера премьер, мой первый спектакль”

30 сентября 2022

Небольшой драматический театр представит публике спектакль по мотивам пьесы Елены Греминой и Вероники Долиной. Режиссер постановки Мария Скачкова поделилась с where.ru тем, как проходила работа над спектаклем, что ждет зрителей и своими планами на этот сезон.

— Мария, спектакль “Миф о Светлане” первая ваша большая работа?

— Да, это премьера премьер, мой первый спектакль. Я в этом году окончила РГИСИ на Моховой. Эту работу я начала на четвертом курсе, продолжила на пятом. С учетом коронавируса и прочих обстоятельств нам потребовалось два года на создание спектакля. 1 октября будет не только премьера постановки, но и ровно два года, как мы работаем над ней. Не все студенческие работы выходят в спектакль, обычно ты делаешь одноактный спектакль, защищаешь его и на этом все заканчивается. А у меня была возможность перенести его на сцену.

— А как вы выбирали материал?

— Как я и сказала, на четвертом курсе я выбрала одноактную пьесу, в которой обычно принимают участие два или три актера. Выбор материала — это длительный поиск, ты приносишь пьесу, а мастер утверждает ее или говорит, что она не подходит. Лев Борисович утвердил только третий мой вариант. Выбор пал на эту пьесу, потому что в ней поднимается вопрос созависимых отношений матери и дочери. Самая важная проблема заключается в том, что у каждого человека должен быть свой угол, свое место свободы. Место, где ты сам принимаешь решения за себя, несешь ответственность за свою жизнь. Наша главная героиня лишена этой возможности. Удалось ли нам докопаться до причины? Не знаю. Нужно смотреть спектакль. Эта история очень личная, но, например, у меня с мамой не такие отношения, это скорее собирательный образ.

— А вы сталкивались с такими абъюзивными отношениями? Может у друзей такие взаимоотношения с родителями?

— Да, конечно! Мы очень много наблюдали за людьми. На самом деле это встречается везде: в магазине, в поликлинике. Мама дочку привела к врачу, мама за дочку решает, что купить в магазине, мама вместе с дочкой идет делать паспорт. Много разных ситуаций мы успели увидеть и проанализировать.

— Если все ситуации встречаются в современной жизни, почему тогда название спектакля “Миф о Светлане”?

— Миф — это базисные представления, например, о семье, о том, как нужно, о том, как было или как есть. Принято уважать родителей и помогать им, периодически наступать на свое мнение. Жертвовать собой ради любви к родителям. Но и в целом, как мы в театре говорим, любовь — это жертва, а настоящая любовь — это возможность пожертвовать собой и своей жизнью ради любимого человека. Наша героиня на это полностью идет, но эта любовь, как катастрофа! Чем потом эта жертва оборачивается для героини? Мы увидим в спектакле. Автор пьесы берет 60—80-е годы за основу, мы не отказываемся от этого исторического пласта, потому что история действительно очень современная, часто наблюдается и сейчас, но привлекательные моменты советского союза, тот период, который мы показываем, например одежда или то, что портрет Эрнеста Хемингуэя висел в каждой квартире… Нам хотелось сохранить все эти моменты, но история, безусловно, современная.

— Лев Эренбург помогает вам?

— Лев Эренбург — художественный руководитель спектакля. Еще во время моей учебы он приходил, смотрел сцены, участвовал в работе. Он прислушивался к тому, что ты хочешь сделать, что-то советовал. Он приходил на этапе, когда тебе есть, что показать, чем поделиться, что прокомментировать, чтобы дальше работа набирала обороты.

— Поиск актеров был полностью на вас или это было совместное решение, в котором принимал участие Лев Борисович?

— Мы выбирали сами, нам никто не подсказывал, каких артистов взять. Лев Борисович мог сказать да или нет, но в основном, он соглашался. Для артистов — это первый такой опыт работы со студентами, потому что мы первый режиссерский курс при театре. Они, конечно, не без доли иронии соглашались на эту работу, потому что мы молодые, ничего не умеющие режиссеры, только выпускающиеся. В этой постановке у меня есть возможность поработать с актерами разных поколений: с опытной артисткой Марией Семеновой и двумя молодыми артистами, выпускниками Льва Борисовича, недавно поступившими в труппу, Ниной Малышевой и Дмитрием Честновым.

— Как вы чувствуете себя перед премьерой?

— Это целый комплекс ощущений: и волнение, и страх, и радость, и усталость.

— Какие у вас планы по завершению этой работы? Будете в ближайшее время ставить что-то еще?

— У меня в этом сезоне будет еще работа над двумя новыми проектами. Это “Доктор Живаго” Пастернака в Пермском крае. Уже 3 октября я улечу в Пермь и начну работу над новой постановкой, а 21 числа у нас состоится премьера. Затем я улечу в Кемерово, там будет премьера в январе 2023 года по пьесе Мольера “Лекарь поневоле”.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5