“Лес паутины”

“Лес паутины”

24 декабря 2021
Где:
Когда:
24 декабря 2021 - 7 февраля 2022

Работы Александры Гарт представлены в галерее Anna Nova. Жители и гости Санкт-Петербурга могут посетить тотальную инсталляцию, собранную из металлических конструкций, жидкой резины и графики на свитках рисовой бумаги. В выставочном зале царит атмосфера покинутого и опустошённого пространства, которая заставляет задуматься о том, что происходит в мире на сегодняшний день.

Полина Слепенкова, шеф-куратор галереи Anna Nova поделилась своими мыслями о новом проекте галереи.

— Расскажите, как вы начали сотрудничество с Александрой Гарт?

— С творчеством Александры Гарт мы знакомы достаточно давно и знали ее как мастера печатной графики. Но серьезно задумались о Гарт как о художнике, который смог бы войти в пул нашей галереи, около года назад, когда открылся ее первый персональный проект в пространстве STYD. В этой серии проектов Гарт раскрылась совершенно с новой стороны и поразила нас готовностью к метаморфозам, расширив границы своей художественной практики. Последние проекты стали очевидным доказательством того, что ее художественный потенциал огромен.

— Выставка занимает целых два этажа, по какому принципу размещались работы художницы в галерее?

— Принцип построения экспозиции непосредственно связан с самим пространством галереи: первые два этажа являются классическим “белым кубом”, внутри которого Гарт создает единое художественное высказывание. Это одна история, и ее невозможно разделять.

Есть пространство входа зрителя в выставку в виде “зацепки”, объекта, который сразу выводит из обыденного состояния в мир “странных вещей”. Во втором зале его немного успокаивают, говорят, что всё в порядке, это галерея и здесь есть понятные всем вещи, предметы, которые висят на стене и что-то показывают, например, пейзажи, но, безусловно, необычные. Далее его подготавливают к новому опыту восприятия, и в финале — кульминация.

Сейчас началась новая волна популярности графического искусства, но никто не понимает, что с этим делать, как продавать и выставлять так, чтобы это выглядело действительно актуальным, а не устаревшим. То есть главным кураторским вызовом в этом проекте был поиск новых способов экспонирования и репрезентации довольно классического и традиционного вида искусства как графика.

— Что можно назвать самым необычным экспонатом на выставке и почему?

— Странный ржавый объект — “зацепка” из железа, встречающая посетителей. Мы все с нетерпением ждем их реакции в стиле: “А что это значит?”.

— Как вы думаете, насколько сейчас актуальна тема урбанизированного пространства?

— Тема городского пространства была актуальна еще в конце XIX века, когда началась активная урбанизация мировых столиц: Лондона, Парижа и т. д. Сейчас же на повестке дня — смена антропоцентрической оптики на постантропоцентрическую, где происходит размывание границ между человеческими и нечеловеческими агентами. Если в начале XX века человек активно вписывался в мир машин, заводов, то есть в мир индустриального, являлся неотъемлемой частью единого механизма и был его ключевой деталью, то сейчас этот мир стал более чем самодостаточен. Он органичен и стремится быть живым, и, оказывается, ему уже совсем не нужен человек. Он скорее мешает ему. То есть это история не про абстрактную урбанистическую повестку, а про появление нового живого организма, руинизированное, покинутое и опустошенное пространство города.

— Будете ли вы еще сотрудничать с Александрой?

— Конечно. Сразу после выставки в галерее Гарт начнет работу над следующей — в особняке Лопухиных-Нарышкина, в пространстве “Третье место”, где совсем недавно был представлен предыдущий проект галереи “Превращение как форма сопротивления” Хаима Сокола. Это настолько сильное пространство, что оно нас не отпускает.

© Михаил Вильчук

Илья Крончев-Иванов, искусствовед, научный сотрудник галереи Anna Nova обращает особое внимание зрителей на посыл художницы и идею, которую она хочет донести до посетителей.

“Важная специфика проекта ‘Лес паутины’ Александры Гарт в том, что это выставка в жанре тотальной инсталляции или, как говорят кураторы и основатели пространства STYD, одним из которых является и сама Гарт, в жанре ‘иммерсивного шоу’. Она помещает в него отстраненные объекты, рожденные в хтонической пучине городской среды, свитки рисовой бумаги с постапокалиптическими пейзажами в духе японской графики и черные листы пергамина, покрытые графитом, похожие на застывшую с ртутью нефть.

В результате зритель оказывается то ли в кадре фильма Акиры Куросавы, один в черно-белой пленке, поэтической, грустной, но безумно красивой, то ли в темном и забытом уголке покинутого города, в котором еще есть электрический ток, но он уже существует в критической зоне темной онтологии.

В таком пространстве у каждого зрителя рождается множество ассоциаций и собственных переживаний. Для Гарт абсолютно точно не важно донести какое-то мнение. Ей интересно не иллюстрировать теоретические идеи, а влиять на чувственное восприятие зрителя и пробуждать его к размышлению, сопереживанию, рефлексии и задаванию вопросов, не давая на них ответы”.

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31