Ирина Соколова: “Видеть озорные, счастливые, живые глаза партнера — это самое радостное в театре!”

Ирина Соколова: “Видеть озорные, счастливые, живые глаза партнера — это самое радостное в театре!”

20 декабря 2021
Когда:
20 декабря 2021, 19:00, 22 декабря 2021, 19:00, 26 декабря 2021, 19:00, 5 января 2022, 19:00, 15 января 2022, 19:00, 20 января 2022, 19:00, 26 января 2022, 19:00, 5 февраля 2022, 19:00

Народная артистка России Ирина Соколова стала лауреатом премии “Золотая маска”: она получила специальную награду за “Выдающийся вклад в развитие театрального искусства”. 

Елизавета Ронгинская

Актриса с 1963 года служит в ТЮЗе имени А. А. Брянцева: за это время сыграла более ста ролей. Сейчас занята в трёх спектаклях: “Старосветские помещики”, “Иудушка из Головлёва”, “Вино из одуванчиков” и репетирует роль Авдотьи Назаровны в спектакле “Иванов”, премьера которого запланирована на 20 января 2022 года.

В постановке “Вино из одуванчиков, или Замри” Адольфа Шапиро заняты актеры различных поколений: мастодонты — ведущие артисты театра и молодые исполнители — некогда студенты мастера. Таким образом важная для театра тема наследования, преемственности поколений и обмена жизненным и культурным опытом получает своё продолжение не только на уровне сюжета произведения Брэдбери. Героиня Ирины Соколовой Элен Лумис — светлая, легкая, умеющая чувствовать и наслаждаться жизнью женщина, знающая цену счастью. 20 декабря состоится очередной показ спектакля “Вино из одуванчиков”, на котором актрису еще раз поздравят с высокой наградой. Мы говорили с Ириной Соколовой, Сергеем Дрейденом и Федором Федотовым — артистами, занятыми в этой работе, о важности партнерства на сцене, смысловой составляющей спектакля и умении служить театру.

— Каковы ваши эмоции по поводу получения “Золотой маски”?

Ирина Соколова: Я и представить себе не могла, что мне дадут эту награду, даже и не мечтала об этом! Конечно, получение маски — это очень приятно, неожиданно, но накладывает и определенную ответственность. Любая награда привлекает дополнительное внимание к человеку, что всегда волнительно.

Но чтобы я сделала одна? Ничего! Я — не одна, я — сгусток коллективной работы и энергии. Наше творчество — коллективно, поэтому награда — единая на всех. Должна быть сделана общая фотография: все стоят рядом друг с другом, а посередине красуется “Золотая маска”.

— В чем для вас заключается феномен мастерства Ирины Соколовой?

Сергей Дрейден, народный артист России: Иру я знаю с её первых работ в ТЮЗе, которым руководил Зиновий Яковлевич Корогодский. Это были спектакли мастера: “Наш цирк”, “Наш, только наш”, “Наш Чуковский”, также я встречал ее в постановках Льва Додина, Вениамина Фильштинского. Первый наш совместный спектакль — “Банкрот” Льва Додина. Ира прекрасно играла возрастную роль жены купца. Это был замечательный спектакль, все были удивительно хороши: Рем Лебедев, Георгий Тараторкин (на роль которого я был введен), Лиана Жвания, Антонина Шуранова. Потом с Ирочкой мы работали на радио в “Детской редакции”, и я увидел целый ряд ее работ на Малой сцене — и в Салтыкове-Щедрине, и в Гоголе. Это совершенно отдельная артистка, ее ни с кем не спутаешь. Для меня поразительна была ее эксцентричная киноработа в “Молохе” Сокурова — она сыграла Геббельса, одного из пропагандистов Третьего рейха: её травестийная природа отчетливо проявилась в этой роли.

На данный момент мы работаем в спектакле “Вино из одуванчиков” Адольфа Шапиро. Ирочка — настоящая профессиональная актриса: невзирая на ее дарование, она никогда не позволяет себе быть необязательной и готовится к каждому спектаклю. С дипломом это все не выдаётся — человек либо проносит это через всю свою жизнь или в конце концов теряет. Ирочка несет и несет сквозь годы честное отношение к театру.

Федор Федотов: Ирина Леонидовна Соколова — это какая-то отдельная профессия в театре, какая-то отдельная театральная роль, которую играет только она, всю жизнь, честно и прелестно. Ирина Леонидовна умеет всё — это и есть главное чудо её бесконечного таланта. Она и романтичная, и смешная, её чувство юмора — это что-то невероятное, а щедрость и умение делиться с молодыми артистами своим талантом и знаниями — просто безграничны. Ирина Леонидовна всегда знает что-то своё и никогда не говорит того, что не хочет сказать. Она никогда тебя не обидит. Всегда, глядя на то, как Ирина Леонидовна работает на сцене, ты пытаешься учиться, понять, как добиться такой тонкости. Это, конечно, бесконечная работа над собой, над тем, чтобы быть прекрасным человеком.

— В “Вине из одуванчиков” заняты артисты разных поколений, как это обогащает спектакль?

Сергей Дрейден: С Адольфом Шапиро я связан годами совместной работы, я знал о его намерении поставить “Вино из одуванчиков” со студентами своего курса и сразу же проникся инсценировкой. Молодые актеры жили в ТЮЗе, все их занятия проходили в помещении, которое теперь стало Новой сценой. Я время от времени видел студентов, но плотно столкнулся уже на репетициях. Адольф Шапиро совершенно чётко разделил спектакль на поколение пожилых и молодых. Смесь, сращение одних и вторых происходило постепенно. Благодаря инсценировке, работе художника Саши Шишкина, музыке, киноизображению получилась органическая вещь, немножко “Амаркорд”. Музыка ближе пожилому поколению, она дарит нам множество ассоциаций, потому что это наше детство, но и молодые считывают определенные мотивы. Каждый раз спектакль происходит — и это радостно: всякий раз, когда я в нём появляюсь, я понимаю, что мне это желанно. Это человеческое театральное действо.

Бредбэри — очень близкий мне автор: для него ценна память о детстве, которое не есть что-то застылое и исключительно позитивное. Необходимость путешествия в своё детство — это способ познать себя, причем герои погружаются не только в приятные воспоминания. Они ностальгируют о разном, в том числе о непростых событиях: какие люди встречались на их пути, почему к одним они притягивались, а от других убегали, одних любили, а других — далеко не очень. Путешествие в детство очищает ото всяких штампов, клише, если человек этого хочет — он это получает. “Вино из одуванчиков” — очень лирическая вещь, в том числе размышляющая об уходе из жизни.

Федор Федотов: Когда Адольф Яковлевич Шапиро сказал, что будет ставить “Вино из одуванчиков” в ТЮЗе, мы, студенты первого курса, срочно перечитали эту замечательную книгу. Я в неё, конечно, влюбился, но не ожидал, что Адольф Яковлевич доверит мне главную роль, особенно в такой невероятной компании профессионалов и мастеров. Когда мы пришли на первую репетицию, и я увидел всех тех, кого до этого видел только на сцене или в кино, это было очень похоже на чудо. Таким чудом для меня стала постановка “Вино из одуванчиков”. Первая встреча с метрами на первой репетиции была чрезвычайно волнительной. Николай Иванов, Георгий Шибанов, Сергей Дрейден, Ирина Соколова — все они были готовы нам помогать, делиться советом и опытом. Ирина Леонидовна — невероятно щедрый человек, в профессиональном и человеческом плане. Сцены с ней — это просто учебник актерского мастерства. Её роль в спектакле “Вино из одуванчиков” чрезвычайно романтическая, и мы следим за ней только со стороны, потому что вся история мисс Лумис происходит рядом с журналистом, буквально на двоих. Мы просто наблюдаем за их историей и тем, как работает великая актриса Соколова.

Ирина Соколова: Благодаря совместной работе есть возможность почувствовать пульс, намерение, отношение молодёжи к театру, сцене, искусству, и, самое главное, жизни. Ребята — все очень хорошие, все мы — большая семья. В этом спектакле произошло то, что было в самом начале моего творческого пути. Когда мы пришли в ТЮЗ на Моховую, нас очень тепло приняли актеры: Ольга Волкова, Вера Журавлева, Нина Потаповская, они сами были молодые, только что закончили студии под руководством Макарьева. А какое внимательное было отношение старшего поколения! Они так желали отдать нам всё, чем они владеют в актерской профессии! Артисты ТЮЗа как матери, орлицы расправили над нами крылья, прекрасно вводили в спектакли и чутко работали в новых постановках. В их отношении сквозил юмор и доброжелательность. Мы моментально стали детьми этого актерского коллектива, той семьи, в которой они жили.

У меня уже второй партнер в “Вине из одуванчиков”. Спасибо учителям и всему коллективу театра за то, что молодые артисты — живые, без гарцевания, с таким упоением, удовольствием и пиететом относятся к творческому процессу. Они очень хорошо работают, а какие у них выразительные глаза! Смотришь в глаза партнеру и разговариваешь подтекстами, слова идут, но в это время происходит совсем другое общение. Видеть озорные, счастливые, живые глаза партнера — это самое радостное в театре!

Фотографии предоставлены пресс-службой ТЮЗа им. А. А. Брянцева

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31